Мастер-класс

Тема: «Изготовление макета «Перекресток» при помощи бросового материала» 

 

Мастер – класс пройдет под девизом: «Правила дорожные, знать каждому положено»

 

Цель: обучить педагогов поэтапному созданию макета «перекресток» при помощи бросового материала.

 

Оборудование: макет перекрестка, готовые конструкции домов; образцы автобуса и грузовика, для изготовления которых понадобиться: спичечные коробки, цветная бумага (готовые выкройки для самостоятельного творчества); ножницы, кисточки, клеёнки, салфетки, клей; готовые конструкции дорожных знаков, светофора, зеленых насаждений, регулировщика, киндр - игрушки.

 

Создать такие условия, чтобы в процессе работы не возникло недоразумений, чтобы не приходилось загромождать объяснения лишними указаниями, не относящимися к существу работы.

 

Введение.

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Часто это происходит потому, что дети не знают  правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий  своей беспечности.

Необходимо с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, воспитывать законопослушного гражданина.

Игра на макете «Перекресток» - очень хорошее средство обучения детей дорожной грамоте.

И как мне известно, в каждой группе, начиная со среднего возраста, хотели бы вы этого или нет, должен быть макет перекрестка. Проще всего, конечно купить готовые дома, машинки, деревья, расставить их на доске, и макет готов. Это тоже вариант, но для средней группы. А вот со старшими дошкольниками макет можно изготовить своими руками.

На сегодняшнем мастер - классе я хочу рассказать, показать и научить Вас, уважаемые  коллеги, как можно поэтапно, совместно с детьми создать макет перекрестка с помощью бросового материала.

         Предшествующая работа такова, вам необходимо изготовить на листе  ватмана или ДВП разметку пересечения двух дорог.

         Далее вся последующая работа может проходить совместно с детьми.

 

I Этап. Изготовление домов из бумаги .

 

На занятиях вместе с детьми можно сконструировать из бумаги дома разной сложности.

 

 

1. Самый простой способ - домик кубической формы.

Ребенку предлагается квадратный лист бумаги, расчерченный на девять равных квадратиков с выделенными линиями надрезов. Ребенок делает надрезы, сгибает по пунктирным линиям, получается куб, который оформляется в свободной форме (окна, двери).

 

 

2. Дом с крышей (задание усложняется).

Ребенку предлагается квадратный лист бумаги, расчерченный на 16 равных квадратиков с выделенными линиями надрезов и прямоугольный лист бумаги с разметкой по горизонтали (для крыши). На квадратном листе бумаги делаются надрезы, сгибается по пунктирным линиям, складывается дом. Отдельно складывается крыша и склеивается с домом. Оформляется в свободной форме (двери, окна).

 3. Многоэтажный дом с балконами (самый сложный).

Ребенку предлагается большой лист прямоугольной формы (А4) с разметками для сгибов и надрезов. По выделенным линиям делаются надрезы, сгибается по пунктирным линиям, получается многоэтажный дом с балконами. Оформляется в произвольной форме (двери, окна).

 

Эти дома можно устанавливать на макете «Перекресток».

 

 

II Этап. Изготовление дорожных знаков, светофора, зеленых насаждений с помощью бросового материала и картона.

 

         Из подручных материалов: колпачка от зубной пасты, трубочки, картона можно совместно с детьми изготовить для макета дорожные знаки, светофор, зеленые насаждения.

 

 III Этап. Изготовление транспорта из бросового материала.

 

Этот этап, уважаемые коллеги, для вас будет творческим (продуктивным).

Рассаживайтесь поудобнее,

Места занимайте скорей.

На свой мастер-класс

Приглашаю друзей!

 

Пальчиковая гимнастика: с помощью шарика «Су-Джок» под музыку, между ладонями катаем шарик.

 

Загадка:   Не летает, не жужжит –

                   Жук по улице бежит,

                   И горят в глазах жука

                   Два блестящих огонька.

                   Это дал завод ему:

                   И огни – глядеть во тьму,

                   И колеса, и мотор,

                   Мчался чтоб во весь опор.

                            (автомобиль)     

 

- Правильно, автомобиль.

         Сейчас мы с вами с помощью двух спичечных коробков  изготовим автомобиль-фургон (показать готовый автомобиль. Необходимо спичечные коробки обклеить заготовками из цветной бумаги. Дополнить работу (колеса, окна, фары, номер).

         Эта работа развивает у детей мелкую моторику пальцев рук,  глазомер, внимание,  мышление, сообразительность, память при конструировании поделок из готовых форм, определяя расположение частей поделки, называя их и конструируя в определенной последовательности (кузов, кабина, колеса, фары, окна), фантазию и художественный вкус.

 

         И вот уже на нашем макете появился транспорт.

 

         Теперь только осталось заполнить тротуары пешеходами – киндер-игрушками, и в игровой форме обучать детей правилам дорожного движения.

 

                            Вы жизнь свою оберегайте

                            И правила дорог не нарушайте.

                            Не зря говорит русский народ,

                            Что береженого Бог бережет!

 

 

 

Мастер-класс для родителей ясельных групп, участников детско-родительского клуба «Играем в театр»

Цель: Развитие творческих способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач за основу взята модель взаимодействия педагог – родители – дети

Задачи для родителей:

• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;

• Создавать условия для самостоятельных импровизаций с помощью кукольного театра;

• Привлекать детей к совместному изготовлению кукол для кукольного театра;

Поддерживать, развивать и укреплять стремление ребенка самостоятельно участвовать в кукольном спектакле

• Способствовать общему развитию ребенка средствами театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

• Развивать игровые, познавательные, речевые, музыкально – сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

• Побуждать ребенка к общению с куклами;

• Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам;

Материалы и оборудование:

• Куклы (ПАЛЬЧИКОВЫЕ, БИ-БА-БО, ТОПОТУШКИ, ИГРУШКИ МЯГКИЕ, РЕЗИНОВЫЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ, ЛОЖКИ)

• Ширма настольная

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает им бороться с трудностями. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почетное место рядом с музыкой, изобразительной деятельностью. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Просмотр спектакля развивает речь, насыщая ее эмоционально-выразительными оттенками. Ребенок легче запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.

Именно в младшем возрасте закладываются черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Нужно научить малышей уважать чувства и желания другого человека. Конечно, двухлетнему ребенку трудно объяснить это словами. Здесь неоценимую роль играет детский фольклор, сказки, песенки, стихи. Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует усилению, углублению детского развития.

В 1 младшей группе дети смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают взрослые. Они могут носить как развлекательный, так и поучительный характер. Постепенно у ребенка возникает потребность в новых впечатлениях, которая проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, мышления, речи, воображения.

А для родителей использование кукольного театра в домашних условиях предоставляет замечательную возможность поиграть со своим ребенком. Играя вместе со взрослым, ребенок овладевает ценными качествами общения.

Будьте эмоциональны, заражайте малышей своим радостным настроением, поощряйте их попытки к игре, взаимодействию с куклой, хвалите за инициативу. Играйте, пока у детей сохраняется интерес.

ВИДЫ ТЕАТРА:

- пальчиковый (бумажные колпачки, на которых рисуются глазки, бумажные головки – гуси, петушок, зайка, мышка и т. д., бумажные фигурки с прорезями для пальцев «ног», оригами (головки различных животных, разноцветные перчатки с пуговицами-глазками, пришитыми волосами, ушками; можно просто нарисовать на подушечках пальцев глазки, носик и ротик)

- настольной кукольный театр (игрушки вязаные, резиновые, деревянные, бумажные, из пластилина, из кружек и т. д.)

- би-ба-бо – головка из папье-маше, от старой резиновой игрушки с рубашкой, которая надевается на руку

Театр-фланелеграф – вырезанные из книжек картинки приклеить на фланель и показывать сказку на специальном планшете, обтянутом фланелью

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКЕ:

- Куклы для кукольного театра должны быть приблизительно одного размера (мышка не должна быть больше кошки)

- Все мелкие детали должны быть прочно закреплены (пришиты, приклеены, если раскрашены, можно оклеить скотчем)

ДЛЯ ДОМАШНЕГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

- ширма (простыня, натянутая между двумя стульями, в дверном проеме)

- стол (можно вырезать из бумаги полянку с цветочками, речку, тропинку, деревья сделать, домик из конструктора, из бумаги)

- любые материалы для изготовления кукол (нитки, ткань, стаканчики из-под йогурта, палочки от мороженного и т. д., либо готовые куклы

ПРАВИЛА КУКЛОВОЖДЕНИЯ:

- Игрушка должна ожить в руках взрослого и начать разговаривать с малышами. Для этого во время чтения потешки, стихотворения, пения песенки, кукла должна плавно покачиваться в такт речи взрослого, общаясь с ребенком. Если одновременно участвуют 2 куклы, говорить могут они по очереди: 1 говорит (покачивается, 2 – замирает (слушает, затем меняются.

- Во время разговора лицом кукла повернута к зрителю

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КУКЛОЙ:

1. Знакомство. Рассмотреть куклу – показать глазки, носик, лапки, гребешок, крылышки. Как кукла разговаривает

2. Показать этюд с куклой (кукла походила, побежала, попрыгала)

3. Показ сказки, разыгрывание диалога, стихотворения, песенки. Сначала взрослый, затем ребенок

4. Речь должна быть очень выразительной (образец). Обговаривайте с ребенком настроение персонажа, черты характера, каким голосом говорит, как двигается. (Например, «Мышка маленькая – голос у нее тоненький, она быстро бегает, ищет крошки»; «Папа-медведь большой, голос у него низкий, он идет не спеша. Когда он сердится, он громко рычит» и т. д.)

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР (песни, загадки, сказки, разговоры, стихи) Здесь особое место занимает детский фольклор, русские народные сказки, пальчиковые игры, диалоги, песенки. Повтор может быть неоднократный. Подталкивайте малыша к совместному рассказыванию (помоги мне, я забыла… Кто там дальше идет?. А собачка большая или маленькая) Так ребенок будет быстрее запоминать. Давайте ему играть с куклой, поощряйте игру, играйте вместе.

«СОБАЧКА»

К нам пришла собачка, умная собачка.

С детками играет, очень громко лает«Гав!»

(показать, как лает большая собачка (мама, а как маленькая (ребенок, угостить косточкой, вырезанной из бумаги, вылепленной из пластилина)

ПТИЧКА

Села птичка на окошко (ладошку, дорожку)

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела. Ай!

(птичку можно сделать на палочке (гапите). Она летает и садится в разные места, прячется. Покормить птичку «зернышками» из ладошки)

КОШКА

Киска к детям подошла, молочка просила,

Молочка просила, «Мяу» говорила. «Мяу…Мяу…Мяу…»

Угостили молочком, кисанька поела,

Кисанька поела, песенку запела«Мурр…Мурр… Мурр…»

(Взрослый поет песенку, ребенок мяукает. Можно показать, как кошка молочко лакает)

ПЕТУШОК

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Громко песни поешь?

Деткам спать не даешь? Кукареку!

(ребенок кукарекает)

Можно спросить, как петушок ходит, как зернышки клюет

«Вышла курочка гулять»

(пальчики – цыплята, курочка - кукла пальчиковая)

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

(можно нарисовать цыплят, зернышки)

«БОБИК»

Вот наш Бобик – славный пёс, гав-гав,

Белый лобик, черный нос, гав-гав!

Бобик-Бобик, лапку дай, гав-гав!

Сядь на коврик и не лай.

(поговорить, какой Бобик: сердитый, большой или маленький, какая шерсть у него)

«Кошка, как тебя зовут?»

- Кошка,как тебя зовут? - Мяу!

- Стережешь ты мышку тут? - Мяу!

- Кошка, хочешь молочка? - Мяу!

- А в товарищи щенка? - Фр-рр!

(отметить, как изменилось настроение кошки, пусть ребенок покажет, пошипит сердито.)

Показ сказок«Колобок»«Курочка Ряба»«Теремок»,«Репка»

Мастер-класс

Тема: «Ум на кончиках пальцев».

Цель: Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.

Задачи: Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование дома. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

 

I часть. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

 

II часть. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Предложите ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

 

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпьте  горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

 

III часть. Игра со зрителями.

Давайте с вами поиграем, разделимся на две команды. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы». Передаем «лыжи» друг другу.

         Игра: «Кто построит выше сруб».

 Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

         Игра: «Кто быстрей».

         Уважаемые родители! Возьмите маленькие ложки и кто больше и быстрее переложит шарики к себе в карзину.

 

IV часть. Физминутка для родителей.

Пальчиковая игра: «Крокодильчик». Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Предлагаю родителям взять бельевую веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

 

V часть. Массаж для пальчиков.

Показывает и проводит ст. воспитатель д/с.

Взять носовой платок, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)комкаем так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха  держим в одной руке, и вращаем их один вокруг другого.

Антистрессовый массаж.

1.     Нажимаем на флангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева.

2.     Массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

 

VI часть. Подведение итогов.

Игровой практикум для родителей ясельной группы: «Путешествие в страну Сенсорики».
Материал представленный в этой статье будет полезен воспитателям ясельной и младшей группы при подготовке родительского собрания.
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей ясельного возраста.
Задачи:познакомить родителей с играми, которые способствуют сенсорному развитию детей 2-3 лет; укрепить сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом группы.
Уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить Вас с методами и приемами, которые мы используем для развития сенсорной культуры у детей. 
Но для начала немного теории. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для других видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, запоминание, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Если мы рассмотрим основные области в дошкольном образование, то в каждой из них необходимо использовать знания об окружающих предметах. Так, например, в изобразительной деятельности, чтобы нарисовать предмет, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Когда мыс детьми гуляем на улице, мы наблюдаем за явлениями природы: говорим о цвете неба, листьев, травы, о том на какую фигуру похожи лужи. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими фигурами, сравнение объектов по величине.
Важное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Сейчас вашим ребятишкам два года. В этом возрасте детей надо знакомить с шестью цветами спектра, белым и черны цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. В этом возрасте не следует требовать запоминания и правильного употребления детьми названий цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. 
Основными приемами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме. 
Сейчас я приглашаю все Вас встать в круг. Забудьте на время, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Поскорей все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом мы стоять
Будем глазки закрывать.
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться.
Подарю вам ленточки,
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно нас ждет,
В страну Сенсорики везет!
Слышится стук колес, родители становятся «паровозиком», воспитатель впереди.
1. Внимание наш поезд приехал на стацию «разноцветную». 
Игра «Раздай куклам кубики».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
Перед вами сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в кубики. Но куклы хотят играть только в свои кубики. Помогите им. 
В ходе игры дети разбиваются на пары. Договариваемся, кто для какой куклы будет искать кубики. 
Игра « Рассыпалась мозаика».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику пальцев рук.
На столе рассыпана мозаика из четырех или двух цветов. Рядом стаканчики такого же цвета. Надо собрать мозаику по стаканчикам.
Для данной игры можно использовать любой материал, который есть в группе или дома: карандаши, бусинки и т.д.
Игра «Найди пару».
Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
Каждому из родителей предлагается одеть накидку одного из четырех цветов. Пока звучит музыка, мы как бабочки летаем и кружимся. Как только музыка закончится каждая бабочка ищет себе пару (два человека в одинаковых накидках).
Игра « Найди свой домик»
Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
Используются все те же накидки и игровое поле с разноцветными кругами для игры « Твистер». Музыка звучит все танцуют. После окончания музыки, каждый должен занять свой «домик», который соответствует поцвету накидке.
2. Звучит музыка поезд едет дальше.
Наш поезд приехал на станцию «Фигурная».
Игра « Уложи фигурки в кроватку».
Цель: учить соотносить предметы по форме.
У каждого лист с контурами фигур: треугольник, круг, квадрат – это кроватки. А фигурки – «человечки» устали и хотят спать, каждый в своей кроватке.
Ну вот наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы на практике познакомились с играми, в которые мы играем с детьми. Все эти игры не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и поэтому доступны в домашних условиях.

 

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс для родителей дошкольников

Цели:
1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.

Задачи:

  • Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.
  • Сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Информационные буклеты  «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников». (Приложение №1)

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка»(горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

4. Игра на рефлексию «Солнышко».

Участники: дети группы, родители, воспитатели.

 Ход встречи:

Воспитатель:  Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

 Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

 Игротека.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Воспитатель:  Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье! »

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Яблоко.

— Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).

 Приложение №1

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.