ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

(рекомендации)

 

В утренние часы планируется работа:

- руководство трудом в уголке природы;

- индивидуальная работа по развитию речи, изо, математике, физвоспитанию, экологическому образованию, развитию музыкальных способностей и др.

- короткие беседы с родителями;

- дидактические игры (например, разучивание новых вариантов уже знакомых игр);

- руководство сюжетно-ролевыми играми, строительными играми;

- хороводные игры, игры малой подвижности, которые могут проводиться до завтрака, до или между занятиями;

- рассматривание книг, альбомов, иллюстраций;

- беседы с детьми на различные темы с целью расширения кругозора и воспитания культуры общения (индивидуальные или с подгруппой);

- трудовые поручения;

- работа по воспитанию культуры поведения;

- работа по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания;

- руководство работой дежурных по столовой и по подготовке к занятиям;

(ежедневно планировать утром не более 2-3 видов работы)

 

Ежедневно планируется: - содержание наблюдений на прогулке;

- подвижные игры на прогулке;

-индивидуальная работа по физическому воспитанию на прогулке;

- занятия;

Эпизодически планируется:

- комплекс утренней гимнастики (1 раз в две недели со сменой 2 упражнений на второй недели);

- хозяйственно-бытовой труд, труд на огороде, в цветнике (1 раз в неделю, летом чаще);

- развлечения (1 раз в неделю во второй половине дня);

- целевые экскурсии (1 раз в неделю с младшими детьми и не более 2 раза в неделю со старшими детьми);

- работа, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков поведения, когда в эту работу вноситься новое содержание (примерно 2 раза в неделю);

При планирование КГН в плане указывается объем навыков, последовательность их формирования, а также приемы, которыми будет пользоваться воспитатель. Чаще предусматривается индивидуальная работа с детьми (указывается имя ребенка).

При планировании работы по воспитанию культуры поведения указывается конкретное правило, которое вводиться, закрепляется. В плане воспитательно-образовательной работы должны учитываться те задачи, которые намечены по этому разделу в перспективном плане.

Кроме указанных видов деятельности в календарно-тематическом плане должна найти место работа воспитателя с подгруппой детей в музыкальные игры, чтение книг, слушание музыки, ручной труд. Обязательно планируется работа на усвоение знаний, умений.

При планировании работы по трудовым навыкам (поручениям), указывается содержание, дети которые привлекаются, а также приемы руководства. Планируя руководство дежурством, обязательно указывается введение нового вида дежурства. В плане указывается:

- объем и содержание труда детей во время дежурства;

- распределение обязанностей;

- необходимое оборудование;

- обучение отдельных детей, не владеющих навыками;

- усложнение в работе дежурных;

- «отчет» дежурных, оценка их работы;

- беседа с детьми при «передаче» дежурства.

Если планируется индивидуальная работа, указываются имена детей, цель, содержание работы. Планируя работу с подгруппой детей указывается материал, предложенный детям, записывается цель.

В утренние часы воспитатель беседует индивидуально с детьми на разные темы. Планируя такие беседы, надо указывать имена детей, тему беседы, цель. Тематика разнообразна: об играх и занятиях дома, об игрушках, книгах, о просмотренных детских фильмах, мультфильмах, о прогулках (что запомнилось), о правилах уличного движения, о друзьях, о близких людях (кто они, что любят и т.д.).

Цели таких бесед могут быть разные:

- формирование культуры общения;

- выяснения отношения к старшим, младшим сверстникам;

- развитие разговорной речи;

- формирование диалогической речи и т.д.

Эпизодически, 2-3 раза в неделю в утренние часы планируется руководство строительными играми. Воспитателям младших групп необходимо в утренние часы предусмотреть прежде всего:

1. Создание условий для игр, подбор оборудования (например, кубиков, кирпичиков). К ним мягкие игрушки – животные или маленькие машинки для обыгрывания построек. Набор пирамидок в разном виде и одну собранную (как образец), тоже и с набором матрешек. Дидактическая кукла и набор одежды (посуды, мебели) к ней.

2. Необходимо предусмотреть, прежде всего, в плане наблюдения за играми детей с целью:

- выяснение содержания игр детей;

- выяснение взаимоотношений детей в игре.

Вторая половина дня посвящается игровой деятельности, в основном творческие игры, коллективному труду, развлечениям, досугам.

Во вторую половину дня планируется работа:

- руководство работой по закаливанию детей (гимнастика после сна, точечный массаж и т.д.);

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации);

- сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации;

- игры-забавы; кукольный театр;

- показ диафильмов, грамзаписи;

- слушание музыкальных произведений;

- индивидуальная работа с детьми по развитию умений и навыков в разных видах деятельности;

- ручной труд (работа с бумагой, ножницами, картоном, тканью, с природным материалами, проволокой в цветной обмотке, цветной пряжей, нитью, поролоном иголкой и тканью, другими материалами);

- хозяйственно-бытовой труд (1 раз, чаще в конце недели);

- досуги и развлечения (2-3 раза в месяц);

В первую и во вторую половину дня организуются прогулки. Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура утренней прогулки включает в себя 5 частей:

- наблюдения, подвижная игра, индивидуальная работа, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей.

При организации вечерней прогулки воспитатель планирует три части, по выбору, при этом наблюдения за явлениями в природе могут быть в сравнении с утренними, устанавливая при этом причинно-следственные связи.

После окончания вечерней прогулки, при возращении в группу, воспитателем организуется работа с детьми:

- трудовая деятельность (например, наведение порядка в групповой комнате, уборка игрушек, кормление живых объектов в уголке природы);

- чтение художественной литературы (по желанию ребенка);

- помощь воспитателю в подготовке раздаточного дидактического материала на следующий день по занятиям (ИЗО, математика и т.п.)